Меню
  • Древние германцы
  • Философ и король
  • Хлодвиг, король франков
  • Суд во времена "Салической правды"
  • Беглецы
  • Побеждай!
  • Из истории Болгарии
  • Славянская азбука
  • Книга "страшного суда"
  • Под полосатым парусом
  • Прыжок в колодец
  • Крестовые походы
  • Встреча с Сучжоу
  • Грюнвальдская битва
  • Год и один день
  • Средневековый город
  • Сид воитель
  • Робин Гуд
  • Парламент и генеральные штаты
  • К оружию, порабощённый люд!
  • Восстание Уота Тайлера
  • Табориты
  • Ибн Баттута и его путешествия
  • Бинта
  • Жанна д'Арк
  • Людовик XI
  • Рассказ об императоре Акбаре, который опередил своё время
  • Королевский курьер
  • Цена топора
  • Что варилось в горшке и Джона и Мэри?
  • День "пёстрой коровы"
  • Герб сэра Гэнли
  • Писец Рауль
  • Как появилась печатная книга
  • Ваганты
  • Средневековые универсистеты
  • Театр в Средние века
  • Учёные беседы в городе Лейпциге

Узник дописал на отсыревшем пергамене последнее слово. Поставил внизу листа свое имя: Боэций. С болот поднимался ядовитый туман. Скоро рассвет, быть может, последний в его жизни. Он не будет просить пощады и писать слезные письма королю, мужественно встретит свой последний час. Сегодня узник закончил главный труд своей жизни — «Утешение философией». Он выразил в нем то, что считал самым важным для человека: любовь к свободе и справедливости, стремление бороться за них, не страшась смерти, жажду познания, которое дороже любых богатств и славы. Боэций обращался к тем, кто придет за ним:

Ныне же, храбрые, вперед стремитесь!
Не бессильны вы, пример вас учит.
Поборов все горести земные,
Звезд достигнете!

Несмотря на многие месяцы заточения, он не чувствовал себя одиноким и сломленным. Боэций мысленно беседовал с великими мудрецами Платоном и Аристотелем. Он чувствовал себя одним из многих борцов за свободу, истину и человеческое достоинство.

Узник поднял глаза. По замшелой стене медленно сползали тяжелые капли. Память воскресила картины детства: Рим, библиотеку в доме приемного отца, где Боэций занимался с лучшими учителями. Шкафы от пола до потолка были наполнены хрупкими папирусными свитками и тяжелыми книгами-кодексами из пергамена, хранившими мудрость веков. Из книг он узнал, как движутся небесные светила, понял великое единство мироздания, неразрывную связь человека и космоса. Он прочел в них о диковинных растениях и животных, обитающих в далеких землях.

Особой гордостью наполняли сердце философа рассказы о славных деяниях римлян, об истории его народа, создавшего некогда огромное и могущественное государство, простиравшееся от Атлантического океана до таинственного Кавказа, куда плавали в мифические времена аргонавты за золотым руном, от льдистого Северного моря, на берегах которого жили люди, одевавшиеся в невыделанные шкуры животных, до раскаленных пустынь Ливии, где гибло все живое.

С болью размышлял он о закате Римской империи. С начала IV в. волны «варваров» — различных германских племен — неудержимо наказывались на ее земли. Грубые и воинственные, они все теснее сжимали кольцом Рим. В 410 г. готы под предводительством своего вождя восьмидесятилетнего Алариха разграбили город с его миллионным населением. Часть жителей бежала, и многие были перебиты, а оставшиеся тысячами умирали от голода и недостатка воды. «Столица мира», «вечный город», как некогда называли Рим, опустела. Его просторные площади превратились в пастбища для свиней.

Через некоторое время готы отступили, но Рим так и не смог оправиться от страшного потрясения. После этого римские войска с большим трудом отразили набеги германского племени вандалов (имя которых из-за их жесткости стало нарицательным как самых страшных разрушителей) и гуннов — кочевников, нахлынувших в Европу из азиатских степей. В 476 г. был низложен последний римский император — малолетний Ромул Августул. Западная Римская империя перестала существовать. В 493 г., когда Боэцию было тринадцать лет, власть в Италии захватили остготы — одно из германских племен. Они создали на севере Апеннинского полуострова свое королевство, во главе которого встал их вождь Теодорих. По его приказу годы спустя Боэций был брошен в темницу и осужден на казнь.

Где теперь его библиотека? Быть может, разграблена или сожжена варварами, как тысячи других? Школы закрываются. Все меньше становится людей, умеющих читать и писать. Раньше многие свободные люди были грамотными, а теперь образование прибирает к рукам церковь. Библиотеки и книжные мастерские становятся собственностью монастырей. Забываются греко-римская образованность и учения мудрецов. Стихи поэтов Эллады и Рима вытесняются сочинениями отцов церкви, проповедями и молитвами. А уж варварам, привыкшим к копью и мечу, к бесконечным войнам, книги и вовсе сейчас не нужны. Может быть, и наступят такие времена, когда они поймут, что великую силу таят в себе не только воинское искусство, но и знания, сокровища человеческого духа. Человек не может жить войной, он рожден для познания мира и созидания. Но чтобы варвары осознали эту простую и великую истину, должны пройти века. А пока даже сам Теодорих, король, который стремился слыть просвещенным правителем, подписывает свои указы с помощью штампа — золотой таблички, на которой вырезано его имя. Услужливые руки секретаря в нужный момент подсовывают Теодориху эту табличку, он проводит по ней чернилами, и подпись готова.

Опять мысли Боэция вернулись к Теодориху. Их первая встреча произошла, когда Боэций едва вступил в юношеский возраст. С отчимом он прибыл в Равенну, ставшую столицей государства остготов. Толстые стены домов, их узкие, похожие на бойницы окна, насыпной вал — всё усиливало сходство города с крепостью.

Теодорих принял их в бывшем императорском дворце, торжественно и с почестями, подобавшими высокому положению приемного отца Боэция — главы сената и одного из знатнейших римлян. Король восседал на троне в одеянии римского императора, которое, как показалось юноше, было словно с чужого плеча на мощном теле германского вождя. Доспехи воина для него были привычней, чем парадная римская тога.

Боэций знал, что бесстрашие и дерзкая отвага сочетались в Теодорихе с жестокостью и коварством. О военном искусстве своего короля варвары слагали героические песни. Но было известно и другое. Став единовластным правителем, Теодорих понял, что только силой нельзя удержать римский народ в повиновении. Он решил осуществить сложнейшую задачу — объединить завоевателей и завоеванных в единый народ, сдружить римлян и готов. Был издан закон, по которому земли были поделены между местным населением и остготами. Теодорих не стал разрушать римские традиции, отменять римское право. Напротив, он использовал их для укрепления своего государства. Теодорих привлек на службу знатных и образованных римлян, посулив им восстановить былую римскую славу.

В двадцать лет Боэций стал министром Теодориха. Однажды он вместе с королем посетил военную школу готов. В честь короля был показан учебный бой. Теодорих, явно любуясь тем, как ловко владеют оружием готские юноши, сказал, обращаясь к Боэцию:

— Разве воинское искусство не прекрасней вашей философии? Наука украшает лишь утративших былое мужество римлян и женщин. Поэтому я и просил обучать всяким наукам свою дочь. Готские же юноши и мальчики не могут найти ничего полезного для себя ни в ваших книгах, ни в ваших школах. Если у них появится страх перед плеткой учителя, они не смогут без трепета смотреть на меч.

— Но ведь только познание и учение открывают перед человеком врата мудрости,— возразил Боэций,— и философия должна быть главной наставницей правителя, так говорил еще мудрейший Платон.

— Философия? — с плохо скрываемым раздражением переспросил Теодорих. Но, погасив гнев, продолжил: — Философию предоставляю вам, мой друг. Но не в ущерб делам! А власть — это забота королей! И не философам судить о деяниях правителя!

Этот разговор хотя и оставил тяжкий след в душе Боэция, однако не сказался на его дальнейшей карьере. Через несколько лет он получил пост первого министра короля. Боэций активно участвовал в решении вопросов войны и мира, писал указы, которые скреплялись подписью короля, распределял денежные средства и урожаи, принимал посольства. Он был хорошим государственным деятелем, но настоящим смыслом его жизни были поиски истины, занятия философией и другими науками. Он хотел донести до современников и потомков смысл учений древних философов, о которых многие уже стали забывать в условиях постоянных войн и разрухи.

Боэций и другие просвещенные люди V—VII вв. попытались систематизировать античные знания в учебниках-энциклопедиях. Совсем молодым Боэций написал учебники по арифметике, музыке, геометрии и астрономии. Они не похожи на те, по которым занимаются современные школьники. В учебнике по арифметике нет привычных задач, но зато излагаются философские учения о числе, ибо древний математик и философ Пифагор утверждал, что число лежит в основе мира. По учебнику музыки нельзя было научиться играть на каком-либо инструменте: это считалось делом уличных или придворных музыкантов, но в нем объяснялось, что весь мир связан едиными законами мировой музыки.

Пройдя курс «свободных искусств», гак назывались в те времена семь обязательных школьных предметов - грамматика, риторика, или наука о красноречии, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия), ученик, как правило, не знал многих практических вещей. Его знания были чисто теоретическими. Высшим достижением считалась хорошая подготовка ученика к изучению философии.

Философ. С миниатюры конца XIV в.

Лекция в университете. С миниатюры XIV в.

Развитие городов в средние века привело к возрождению высшей школы. Ранее всего университеты возникли в Италии (Болонья, Салерно), затем они появились к Франции, Англии, Испании, Португалии. Преподавание в университетах велось на латинском языке.

 

По учебникам Боэция в средние века учились в школах Парижа и Лондона, Гамбурга и Болоньи, в университетах. Не знать написанного Боэцием считалось величайшим позором для учащегося.

В VI в. в Европе уже почти не осталось людей, которые умели бы читать и писать по-гречески, а ведь это был язык величайших мыслителей античности. Латынь тоже сильно изменилась под влиянием варварских наречий. В этот период начали складываться основы французского, итальянского и испанского языков. Но латынь, огрубевшая и упрощенная, все же оставалась в течение всего средневековья языком науки и философии. Боэций задумал перевести на латинский язык и тем самым сделать более доступными сочинения Платона и Аристотеля, дать к ним пояснения. Но он успел сделать лишь часть задуманного.

Казалось, король Теодорих был в восторге от деятельности своего министра. Он заявил: «Я знаю, что тебе открыто внутреннее действие тех искусств, которыми люди обычно занимаются практически, не зная их свойств, ибо разум твой преисполнен знания». В 522 г. король предоставил Боэцию наивысшее свидетельство своей благосклонности: оба сына философа, еще не достигшие совершеннолетия, были избраны консулами, заняв в государстве особенно высокое положение. Люди на улицах Равенны забрасывали колесницу Боэция цветами. Во дворце Боэций произнес горячую речь в защиту римской свободы и справедливости. Увлекшись, он с жаром говорил о жестоком отношении варваров к покоренному народу, призывал к милосердию. Король мрачно молчал.

Последующие события развивались стремительно. Во дворце появились анонимные письма, в которых Боэция обвиняли в государственных преступлениях, оскорблении короля. Теодорих не сказал ни слова в защиту своего министра. Напротив, он тайно прискакал в Верону, где без должного разбирательства Боэций на заседании сената был осужден. В числе особо тяжких обвинений против него были выдвинуты его занятия философией и любовь к мудрости.

Теодорих, поглощенный стремлением удержаться на вершине власти, стал под конец жизни чрезмерно подозрительным. Как и всякий тиран, он боялся даже собственной тени. Теодорих не мог понять, что истину, справедливость и любовь к свободе нельзя заковать в цепи и смерть для борца — это не конец, а только начало утверждения идей, за которые он отдает свою жизнь.

Свободомыслие и искание истины король счел преступлением, заслуживающим казни. Боэций был брошен в темницу...

Боэций страдал, но дух его не был сломлен. Он был уверен, что с ним расправились потому, что он выступал против несправедливости, защищал несчастных от произвола, хотел дать людям знания.

Чувствуя, что дни его сочтены, Боэций торопился. Он не хотел искать утешения в слезах и молитвах. Подводя итоги своей жизни, высшим судьей он избрал философию, которую воспел в стихах и прозе как единственную целительницу страданий, посредством которой человек достигает совершенства, познает самого себя и тайны мироздания — земли и космоса.

Тяжелая дверь натужно заскрипела. Стражники вывели Боэция из темницы.

«Утешение философией», написанное Боэцием в темнице перед казнью, в средние века стало одним из самых любимых сочинений в Западной Европе. Великий итальянский поэт Данте черпал в нем силу духа в годы тяжкого изгнания. Автор знаменитой «Утопии» — английский гуманист Томас Мор видел в жизни Боэция достойный пример для подражания.

Выдающийся французский писатель XX в. Анатоль Франс, читая «Утешение», находил в нем живительный источник оптимизма и стойкости. Сочинение Боэция переведено почти на все европейские языки. В 1980 г. мировая общественность отметила 1500-летие со дня рождения Боэция. Имя его не кануло в реку забвения.

Рассказы из истории средних веков